Ежедневно с 9:00 до 18:00 (495) 640-42-90 Обратный звонок Оставить заявку

Учет расходов при вступлении в СРО

Саморегулируемые организации или просто СРО представляют собой некоммерческие объединения, в ходе создания которых принимается во внимание отраслевой признак. Членами подобных партнерств являются предприниматели, а также компании, чья специализация – это предоставлении услуг единого профиля (к примеру, строительство, аудит, сфера ЖКХ, транспортные перевозки и пр.). Все участники СРО обязаны платить членские взносы, четко соблюдать профессиональные стандарты, общие для всех, а также вовремя осуществлять повышение квалификации своих работников и их квалификационную аттестацию. Сама же саморегулируемая организация осуществляет контроль над всеми участниками и, что очень важно, защищает их интересы и права.

В большинстве случаев членство в такой организации – это добровольное решение, однако есть и исключения, когда наличие допуска СРО обязательно. Яркий пример – строители. Данная отрасль перешла на принципы саморегулирования в 2010 году. Для нее это обязательная мера. Помимо этого, вступить в саморегулируемые организации должны компании, занимающиеся аудиторской деятельностью, и частные аудиторы.

Стоит сказать, что наметилась тенденция к обязательному переходу на саморегулирование и прочих бизнес сфер. Минтранс уже подготовил законопроект, при принятии которого в случае отсутствия допуска профильной СРО работа автоперевозчиков будет считаться нелегитимной.

Безусловно, в сложившейся ситуации перед бухгалтерами тех компаний, которые планируют стать участником СРО, встает определенное число вопросов:

Как учитывать взносы членов СРО в случае основной системы налогообложения

Участники саморегулируемой организации должны перечислить определенные суммы в компенсационный фонд их партнерства. При этом минимальные взносы определяет законодательство. Оплачиваются как вступительный взнос в виде единовременного платежа, так и ежегодные взносы. Также стоит учесть, что в перечень основных требований многих СРО входит страхование гражданской ответственности ее фирм-участников перед потребителями.

Если же перевод деятельности в рамки СРО обязательный, то перечисляемые деньги можно учитывать при налогообложении на прибыль: в случае страховых платежей – по пункту 1 ст. 263 НК РФ, а для иных взносов – по подпункту 29 пункта 1 ст. 264 НК РФ. А в пункте 6 статьи 272 НК РФ указано, что списание страховых взносов следует равномерно осуществлять на протяжении срока действия договора, соответственно количеству дней действия оного в конкретном отчетном периоде. Если же говорить о взносах, их можно признать единовременно.

Немного сложнее дело обстоит в случае добровольного участия в СРО, так как есть вероятность, что налоговые органы признают данные издержки необоснованными с экономической точки зрения. Но как считают специалисты бухгалтерской сферы различных организаций, отстоять эти взносы можно и в этой ситуации, просто следует отнести их к перечню «других расходов» – затрат, которые связаны с реализацией и производством.

Как учитывать взносы членов СРО при использовании упрощенной системе налогообложения

Подпункт 32.1 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ гласит, что платежи членов СРО, применяющих «упрощенку» с объектом – доход минус расход – можно относить к затратам.

В случае со страховыми платежами все немного сложнее, поскольку список расходов, которые являются разрешенными к учету при данной системе налогообложения, предусматривает лишь обязательную страховку, к примеру, ОСАГО. Тогда будет или не будет считаться страхование гражданской ответственности в случае вступления в СРО обязательным? Вряд ли, так как слово «обязательное» не фигурирует в его названии.

Несмотря на то, что без данного полиса вступить в СРО просто невозможно, формальный подход налоговиков к этому вопросу увеличивает вероятность аннулирования затрат на такую страховку. Трудно также спрогнозировать, какое решение вынесет суд. Вследствие этого рекомендуется затраты, связанные со страхованием гражданской ответственности, заранее исключать из расходов.

Первичные документы, требуемые для списания взносов

Между саморегулируемой организацией и ее членами договор не заключают. Ключевой документ, который выдается члену партнерства – не что иное, как свидетельство о вступлении в данную организацию, где не указываются ни объемы платежей, ни сроки. И бухгалтеры зачастую не могут ответить, какая же «первичка» нужна для списания взносов?

Это зависит напрямую от того, какой в данной организации принят документооборот. Как подтверждающие документы, подходящие для признания затрат, подходят счета, выставляемые СРО, а также копия положения о размерах взносов и порядке уплаты (письмо Минфин № 03-03-06/1/207, датированное 1-м апреля 2010). Но если документации, в которой есть сведения о суммах и дате платежей, не получено вовсе – о первичной документации заботиться придется самостоятельно. К примеру, допускается распечатать бумаги со сведениями об обязательных взносах, представленные на сайте СРО – протокол собрания участников и т.п.

Как взносы члена СРО отражаются в бухгалтерском учете?

В случае ежегодных взносов, их включают в текущие расходы периода, собственно за который они выплачиваются. То есть ежеквартальные платежи относят к затратам этого квартала, ежемесячные – к затратам данного месяца. Если же взносы перечисляют в течение года единожды, их стоит распределять в равных долях либо помесячно, поквартально.

Что касается единовременных платежей – взноса в компенсационный фонд и вступительного взноса – их, как правило, учитывают по счету «Расходы будущих периодов». Отметим, что ввиду внесенных в пункт 65 («Положения по ведению бухучета и бухгалтерской отчетности в РФ») поправок, возникли вопросы, касающиеся использования данного счета. Но как разъяснил Минфин, не появилось 12-м января 2012 г., разъясняется, что расходы, которые не имеют следствием возникновение активов, можно учитывать как РБП. Это распространяется также на единовременные взносы в саморегулируемую организацию. 

В ходе отражения расходов предстоящих периодов следует устанавливать сроки, в течение коих они спишутся на текущие затраты. Обычно период списания составляет от 3 до 5 лет, его утверждает сама компания, так как свидетельство о вступлении в подобного рода организацию является действительным в течение неограниченного времени. Когда свидетельство выдано, вступительные взносы можно показывать в бухучете.

Принципиальное различие между списанием взносов в СРО в налоговом учете и бухгалтерском состоит в том, что в первом случае оно проходит сразу, а в последнем – в течение какого-то определенного периода. То есть мы говорим о возникновении налогооблагаемой временной разницы и отложенном налоговом обязательстве.

Добавим, что согласно пункту 5 ПБУ 10/99 («Расходы организации»), единовременные платежи и платежи регулярные включают в расходы по обычным видам деятельности, каковые указывают в отчете о движении средств в «Прочих платежах» (код 4129) в разделе «Денежные потоки от текущих операций».

Иные варианты учета взносов СРО

Иногда бухгалтеры не хотят иметь дело с отложенными налоговыми обязательствами и налогооблагаемой временной разницей и «подгоняют» под бухучет налоговый учет. Тогда взносы – вступительный и в компенсационный фонд – признаются не единовременными, а выплачиваемыми в ходе определенного периода, который соответствует периоду списания в бухгалтерском учете РБП. Подобные меры применяются согласно пункту 1 статьи 272 НК РФ, позволяющей налогоплательщику распределять затраты на свое усмотрение, когда нет четкой связи между расходами и доходами.

Но нужно понимать, что подобный вариант – не самый выгодный и корректный, так как вместо безотложного сокращения налога и облагаемой базы организация выбирает путь растягивания процесса на время списания платежей. С точки зрения риска наложения штрафа или же появления прочих претензий со стороны налоговых органов, этот способ, все-таки, относят к безопасным.

Компании, которые хотят максимально выгодно преподнести собственный баланс, используют другой подход к учету взносов. Они отражают платежи в СРО как нематериальные активы с неопределенным сроком полезного пользования. Такой способ имеет место быть, поскольку чисто с формальной точки зрения подобные взносы можно отнести к НМА (пункт 3 ПБУ 14/2007 – «Учет нематериальных активов»). В таком случае амортизация не начисляется.


Вопросы и ответы

Задать вопрос
Наша организация занимается работами по организации строительства. Сами строителями не являемся. Необходимо ли нам вступать в СРО и получать допуск на строительные работы?
Посмотреть ответ Необходимо ли обучать специалиста (проходить курсы повышения квалификации по строительству зданий и сооружений), окончившего ВУЗ в 2010 году?
Посмотреть ответ

Акции

17 апреля 2017 - 31 августа 2017
Горячие скидки на лицензию Минкульта!